Как стать студентом МГУ в девять лет?

С удивлением узнал, что в МГУ поступила 9-летняя девочка Алиса Теплякова. Поизучал немного тему, послушал интервью и т.д. И вот какой вывод напрашивается… Честно скажу, советую родителям девочки перестать устраивать этот странный эксперимент, это может закончиться для Алисы плохо. И причин тут несколько.




1. Эта девочка реально по эмоциональному и психическому развитию — обычный ребёнок. Весьма смышленый, наверняка с отличной памятью. Но не человек, который к 9 годам достиг уровня развития 16 лет. Совсем напротив. Откровенно детское поведение, даже скорее дошкольного возраста.

2. Подозреваю, что подавляющее количество научных и учебных знаний Алисы, проверенных тестами, являются на самом деле не знаниями, а запомненными на время тестирования данными. Это очень различные понятия. Запомнить что-либо, далеко не всегда означает понять это и уметь руководствоваться этим знанием.

3. Когда человек получает знание, он всегда знает зачем ему это знание. А вот данные можно запомнить без всякого понимания. Нормальное устройство мозга настроено на забывание невостребованных данных. Востребованность не всегда означает практическое использование, достаточно просто и размышления об этих данных.

4. Алиса по-всем интервью реально не знает зачем ей это все. Ответ один — нужно. На вопрос зачем, следуют типичные детские объяснения ребёнка, которому вбили в голову, что ей зачем-то это нужно. Своего понимания нет.

5. Учеба в университете ценна не просто тем, чтобы слушать там лекции. В эпоху интернета, практически все записанные знания можно найти и в сети. Основная ценность — участие в коммьюнити. Скажите, какое коммьюнити может быть между 9-летним ребёнком и 16-21 летними юношами и девушками? Никакого. Разница в психоэмоциональном развитии в таком юном возрасте очень существенна, даже при всего-лишь 1-2 годах разницы. А 7-12 лет разницы — это пропасть.

6. То, что Алиса успешно сдала экзамены в виде тестов говорит только об одном очевидном факте. Тесты не могут достоверно проверить ЗНАНИЕ. Это проверка лишь одной из составляющих знания — данных, на которых оно базируется. Можно отлично вызубрить все исторические даты, например, и вообще ничего не понимать в том историческом процессе, который стоит за этими датами. Можно вызубрить формулы и типовые примеры их употребления и быть нулем, в понимании зачем они нужны и как их применять.

7. Будем справедливы. Все вышесказанное про данные и знание относится не только к Алисе. Думаю не менее 80% детей ровно так же не понимают зачем вообще все это нужно было зубрить. Они просто подчинялись воле взрослых и следовали устоявшимся порядкам. Справедливость этого тезиса проверить легко на самом себе. Давайте-ка дорогие взрослые решите с ходу элементарный пример из школьной программы старших классов: квадратное уравнение. А потом (если сможете) попробуйте вспомнить где и когда это пригодилось? Зачем вы (и я, конечно — мы:) вообще решали в школе сотни этих уравнений? Я-то знаю:) Но я работал математиком и программистом, и то скажу вам — пригодилось это лишь однажды при создании имитационной модели полёта ракеты по баллистической траектории после выключения двигателей.

8. Я посмотрел несколько интервью с Алисой. И вот что скажу. Она решает эти тесты, как орешки. Но реально слабо понимает простейшие принципы даже социального взаимодействия, жизненно важного для нормальной коммуникации с людьми. Я бы даже сказал, что для 9-летнего ребёнка она отстаёт в психоэмоциональном развитии. И не по причине каких-то физиологических или психических отклонений, а попросту потому что не участвует в нормальных отношениях, которые имеют естественную градацию по возрасту.

9. Это может закончиться серьёзными проблемами, когда ребёнок войдёт в фазу формирования взрослой личности. Сейчас к ней относятся как к ребёнку, буквально через 7-8 лет, она станет в глаза окружающих взрослой. И что будет, если она не обзаведётся к тому времени друзьями с общими интересами, не научится коммуницировать с обществом, не осознаёт свое место и роль в жизни, не будет в каком-то коммьюнити где ее считают не «особенной», а равной? В подростковом и юношеском возрасте и так комплексов + гормональных бурь хватает, а тут все это может вообще куда угодно жахнуть.

10. В одном интервью ведущий спросил, какое кино нравится Алисе. Ответ: ЛУНТИК. Типичный и нормальный ответ для ребёнка возрастом до 5 лет. Алисе — 9 лет. Вот ещё основание думать, что это странно. Ну не может человек, который дошёл до первого курса МГУ, да ещё психологического факультета, с увлечением смотреть Лунтика. Этот сериал для детей дошкольного возраста. Получается парадокс, ребёнок по тестам идёт в МГУ, а психомоционально на уровне дошкольника. Даже не школьника. Ведь у неё получается и не было школы. Были постоянные тесты.

11. А вот теперь ответ Алисы на вопрос о любимой песне. Песня из китайского «Боевого континента». Давайте я вам дам пару куплетов:

В кошмарном сне оказавшись,

Сражайся с миром ужасным.

На струнах сердца играет бриз.

Пока есть время, со мной простись.

Финал трагический впереди.

Бесстрашно кокон скорей порви,

Хотя и сломаны два крыла.

В глубокой бездне поют ветра.

Руку дай и взлетай.

Сквозь день и ночь стремимся прочь,

Вне времени.

Боль растёт, сердце жмёт,

Но битва ждёт, смелее в бой!

Честно скажу, если Алиса действительно это нравится, то я бы считал, что она в опасности и глубоком, неосознаваемой ей самой, кризисе. Кризис этот, естественно, связан с непонятной тягой родителей ускоренно «протащить» ее по всем кругам ада образования.

Вот вы вдумайтесь в ответ Алисы на вопрос «Ты знаешь что тебя ожидает в МГУ?». Ответ: «Книжка! А вообще ничего нового». Ну, знаете… Это уже такой очевидный знак, что дальнейшие аргументы наверное и не нужны.

Ещё раз скажу: на мой взгляд, Алиса Теплякова смышленый ребёнок с очень хорошей памятью и восприимчивостью к мотивации — ее убедили что ей нужно постоянно что-то зубрить и сдавать тесты — она это и делает, но вот мир взрослых сейчас эту память забивает черт знает чем, пичкает ненужным и даже вредным, в ущерб нужному и необходимому — в итоге, вместо гармоничного развития личности может выйти совсем не то, что хотелось. Не то, что сделает ее счастливой. Уверен, что такой потенциал надо направлять на всестороннее гармоничное развитие, а не ускоренную зубрёжку.

Почему я вообще пишу об этом?

Я признаю право родителей на любое воспитание ребёнка. Но полагаю, что родители все-таки хотят счастья своим детям. Однако сами, видимо, будучи не особенно зрелыми личностями сейчас невольно вредят своей дочери. Даже если я тотально ошибся и Алиса не просто запомнила данные, а вот прямо глубоко их поняла (в чем я категорически сомневаюсь после просмотренных интервью), то что ей даст эти «выигранные» 6 лет, кроме необратимо потерянного времени детства, когда можно было просто жить, а не бегать между тестами или зарабатыванием денег? Ну даже она закончит университет к 14 годам? Кто ее на работу-то возьмёт? С кем она общаться будет? Она ребёнок.

Для общества же это повод задуматься, а тому ли мы вообще учим детей и правильно ли выстроен процесс обучения? Знания ли мы даём или культивируем тупую зубрёжку, которая травмирует в итоге детей и становится препятствием развития. На мой взгляд, задача школы — развитие личности, обучение необходимым для жизни в обществе знаниям, пониманию что есть добро и зло, уважение к окружающим, развитие способностей эффективно коммуницировать с другими людьми общества, гармоничное физическое, умственное, психоэмоциональное развитие, подготовка базы для понимания куда дальше развиваться после школы, какая профессия в наиболее полном смысле раскроет личность и даст максимальные возможности самореализации.

3 октября 2021 г.

Рекомендованные статьи