Причины трагедий в образовательных учреждениях

Смотря на жертв сумасшедшего убийцы невозможно остаться в стороне от произошедшего, невозможно не проникнуться ощущением глубокой несправедливости и трагедии. Прекрасные молодые люди, жизнь которых только начиналась, пали жертвой бессмысленной расправы безумца… Жестоко, бессмысленно, катастрофично.




Наше общество обязано предпринять все, чтобы подобные трагедии никогда не повторились. И дело тут не только в усилении охраны школ, институтов и университетов.

«Что ты получишь, если смешаешь психически больного одиночку с обществом, которое игнорирует его и обращается с ним как с мусором? Ты получишь то, что заслужил».

Нет, конечно, эти молодые люди и их несчастные семьи, в одночасье лишившиеся надежд и окунувшиеся в море скорби, не заслужили этого. Они заслужили счастье. Но вот общество… Общество, которое сейчас выстраивается на принципах какой-то неведомой, извращённой новой «нормальности», в которой человек упорно устраняется, выводится за скобки, где жизнь все больше и больше регулируется примитивными алгоритмами (неважно где реализованными — в электронных системах или бюрократических процедурах). Для такого общества, подобные преступления будут правилом, а не исключением.

Когда люди не видят, что за человек рядом с ними, рано или поздно они обнаружат рядом с собой монстра. А попытки просто полицией, заборами, видеокамерами и социальными рейтингами оградиться от этих монстров только будут увеличивать частоту их появления…

Я уверен, что экстренные меры реагирования в виде усиления охраны школ и институтов, как ответ на уже существующую угрозу — наверное не просто нужны, а и необходимы. Однако, помимо этих мест есть и много других где бывают люди, где много детей. Неужели в итоге мы придём к тому, что все будет за колючими проволоками, с пунктами досмотра на каждом шагу? Когда на каждом шагу будут стоять вооружённые охранники, готовые пристрелить очередного нарушителя. И как это повлияет на психическое здоровье людей, которые растут в таком обществе? Это сложный вопрос. Но думаю, основное что надо понять, это то, что люди которые любят жизнь, уважают других людей, люди со здоровой психикой никогда не совершают подобных преступлений. НИКОГДА.

А следовательно фундаментальный уровень влияния на ситуацию должен включать гармоничное сбалансированное воспитание детей, так чтобы они любили жизнь, чтобы их психика не коверкалась бессмысленной зубрежкой и столь формальным подходом, что в итоге может привести к выводу, что жизнь не имеет смысла и ценности. Да, дети по природе жизнелюбивы и оптимистичны. И тот пресс, которому они подвергаются далеко не всех необратимо исковеркает. Кто-то просто станет безвольным винтиком системы, кто-то перестаёт уважать других людей, но останется в рамках закона, просто приняв правила игры, а кто-то покончит со своей жизнью, а кто-то станет убийцей…

Ужас ситуации в том, что в обществе вырос монстр, который в итоге пошёл и убил людей. Без всякой рациональной цели, отлично осознавая и будучи готовым к собственной смерти. Но общество не замечало его безумия. Это общество даже выдало ему на законных основаниях оружие. И это не просто вина каких-то отдельных персонажей. Это фундаментальная проблема, которая боюсь лежит в том числе, что школьники нагружены по-бОльшей части бессмысленным, но сверх напряженным учебным процессом, учитель низведён до уровня обслуги, школа называется ГБОУ, а знания у нас через формальные тесты проверяют… система образования превратилась в УСЛУГУ. А это не услуга — это образование и воспитание. Не знаю, но мне кажется это тоже причина. Формальный подход и стратегическая устремлённость общества на упрощение и примитивизацию человеческих отношений становится фундаментальной причиной трагедий и вырождения.

Думаю, мы все должны понять, что каждый человек достоин уважения и любви. Что каждый человек является творением Бога и свят по своей природе. По-крайней мере до тех пор, пока не докажет обратного. И что применение отвратительных методов массовой оптимизации и формализации образования и тем более воспитания, да и других важнейших частей государства — поддержания правопорядка и лечения людей, например — это все не подчиняется простым «законам рынка», а следовательно должны опираться на концепты пофундаментальнее, чем простая экономическая целесообразность и оптимальность. Иначе такое общество начинает рождать монстров.

Насчёт же подобных монстров… Это уже неважно что его привело к преступлению. Нет смысла теперь имитировать гуманность и сохранять ему жизнь, да ещё с перспективой выхода на свободу. То что совершил убийца не имеет никаких оправданий. Такие монстры должны просто уничтожаться. И в этом истинный гуманизм. Общество не должно порождать монстров, но монстры должны уничтожаться.

Тем более в данном случае вина абсолютно неопровержима. Нет никаких сомнений, что это сделал именно он и никто другой. А судебная ошибка — единственное возможное оправдание для неприменения смертной казни в случае таких преступлений. Нерациональное, целенаправленное убийство — это причина для смертной казни, если убийца выживает на месте преступления и его вина бесспорна. Показательный суд с внятным разъяснением причин применения исключительной меры наказания (не этим вот отвратительным бормотанием 20 страниц текста со скоростью автомата) — внятное, человеческое объяснение. И смертная казнь. Только так. Убийца, совершивший такое преступление не имеет права на жизнь.

Я прошу прощения, за возможно неуместные размышления о причинах трагедии. Но увидев кадры расправы, а потом фотографии жертв, я просто не мог не задуматься об этом. Искренне соболезную семьям погибших и хочу, чтобы такие трагедии не повторялись никогда!

21 сентября 2021 г.

Рекомендованные статьи